Если вы хотите играть и побеждать, рекомендуем ознакомиться с этим руководством для новичков. CK3 вышел в начале сентября и уже получит очень положительные отзывы от сообщества – 92% на Steam.
Советы новичкам в Crusader Kings 3 можно раздавать бесконечно, потому что это очень сложная и массивная игре. Для вашего удобства мы выделили ключевые особенности геймплея, в которых нужно разобраться в первую очередь для того, чтобы прохождение Crusader Kings 3 было комфортным.
Если в процессе игры возникают сложности или хочется ускорить процесс, то можете воспользоваться специальными кодами — полный список чит-кодов для Crusader Kings 3.
Как создать персонажа?
Создать своего персонажа в Crusader Kings 3 на данный момент нельзя. По слухам, возможность сгенерировать полностью уникального основателя династии будет добавлена позже, однако разработчики пока официально не подтверждали эту информацию.
Однако своего правителя можно кастомизировать. Достаточно открыв окно характеристик персонажа кликнуть на портрете своего героя правой кнопкой мыши и выбрать значок цирюльника (центральный в правом верхнем углу). Там можно будет поменять цвет волос и прическу, одежду, убрать растительность на лице.
Армия
Армия в Crusader Kings 3 – это большая группа солдат, которой можно руководить, чтобы атаковать другие армии или осадить владения во время войны. Управление этими военизированными отрядами в игре может показаться весьма сложным на первых порах, однако на самом деле это не так. Главное – разобраться в базовых механиках:
- После того, как армия выполнила половину приказа двигаться, она будет заблокирована и не сможет получать приказы, пока не прибудет в пункт назначения.
- Армии, которым приказано пересечь морскую зону, войдут в состав флота. Посадка стоит денег. Сумма зависит от размера армии. Во время посадки на воду содержание солдат увеличивается на + 25%.
У каждого солдата и персонажа есть четыре важных характеристики:
- Урон показывает, какой урон один солдат может нанести врагу.
- Стойкость показывает, какой урон может выдержать один солдат перед тем, как его убьют или заставят бежать.
- Преследование увеличивает урон, который один солдат может нанести бегущему противнику.
- Защита уменьшает урон, который может получить один солдат при отступлении.
В игре есть разные типы войск, которыми игрок будет укомплектовывать свою армию.
Основная часть армии состоит из ополчения. Это мобилизованные крестьяне, которые выполняют роль «Живого щита» для более элитных войск.
Рыцари – это персонажи, боевая мощь которых зависит от их навыка Доблести. У каждого правителя может быть только небольшое количество рыцарей. По умолчанию звание рыцаря выдается в зависимости от их уровня умения «Доблесть», но также персонажей можно вручную назначить на эту роль или же, наоборот, запретить ему ее занимать.
У каждой армии может быть один командир, персонаж, который управляет армией и использует свои боевые навыки для улучшения преимуществ отрядов. Доступно множество различных навыков командира, которые либо напрямую влияют на сражения, либо дают бонусы командиру вне битв.
Бойцы – это обученные войска, которые состоят из нескольких разных типов полков. У каждого из них есть собственные характеристики.
Феодалы и правители кланов платят за содержание армии золотом. Правители племен платят в два раза больше, но очками престижа.
Как объявить войну
Амбициозные игроки неизбежно захотят начать войну с противостоящими им лидерами. Есть множество способов сделать это, хотя объявление войны в Crusader Kings 3 – не всегда лучший ход. Игрокам понадобится Casus Belli, чтобы это сделать. Другими словами, у игроков должна быть причина для войны. Самые яркие примеры:
- Спор о титуле, на основе которого игроки могут сфабриковать претензии.
- Конфликты по земельным вопросам.
- Защита религиозного или культурного течения.
Игра предупреждает игрока о том, когда появляется уважительный повод для объявления войны. Однако, перед тем, как переходить к сражениям, нужно оценить несколько факторов. Первое и самое важное – это сила врага. Crusader Kings сам укажет на то, какой лидер имеет наибольший военный потенциал, но эта «официальная статистика» немного обманчива.
У обеих сторон, скорее всего, будут союзники, которых можно призвать к войне. Хотя игрок может сокрушить соперника в одиночку, дуэльные битвы случаются крайне редко. Важно помнить, кто с кем связан, если хочется иметь хоть какие-то шансы на победу. Ситуация с союзами может быстро меняться. Если союзник умирает или попадает в плен, это может привести к драматическому исходу войны.
Культуры
Культура в Crusader Kings 3 представляет собой язык, обычаи и технологии, которые использует персонаж или страна. Вектор развития государства строится на этом показателе. Культура определяет инновации, титулы и некоторые другие геймплейные особенности, которые могут использовать персонажи. Правители могут менять вектор развития своего округа.
Каждая культура принадлежит к группе схожего происхождения. Персонажи в одном и том же мире будут иметь мнение друг о друге -5, если они принадлежат к разным культурам внутри одной группы, и -15, если они принадлежат к разным группам.
Округа могут вступить в конфликт со своим прямым сеньором, если он или она принадлежит к другой культуре и особенно к иной группе. Персонажи могут избежать этого, предоставив титул вассалу той же культурной группы, что и графство.
Правитель может принять культуру своей столицы, если заплатит за это престижем, при условии, что придворный капеллан его поддержит. Каждый близкий член семьи, разделяющий взгляды правителя, примет новую доктрину. Вассалы, разделяющие культуру правителя, владеющего графствами с новыми взглядами, также могут решить принять их.
У каждой культуры есть хотя бы один правитель. Культурным главой всегда является персонаж, владеющий большинством округов с данной культурой. Руководители культуры могут выбрать нововведение, которое улучшит прогресс открытий на +20%.
Вассалы
Феодальная система Средневековья и Crusader Kings III вращается вокруг вассалов. Каждый вассал может быть сюзереном по отношению к своему набору вассалов, пока существуют более низкие титульные ранги.
Размер налогов и сборов, предоставляемых вассалом своему сюзерену, зависит от типа правительства:
- Феодальные устанавливают налоги и сборы на основании своих индивидуальных договоров.
- Племенные вассалы устанавливают налоги и сборы в зависимости от уровня славы сеньора, при этом минимальные суммы определяются властью племени.
- Вассалы клана предоставляют налоги и сборы на основании своего мнения по отношению к своему сюзерену, при этом минимальные суммы определяются короной.
- Теократия устанавливает налоги и сборы в зависимости от уровня преданности сеньора.
- Республиканские вассалы всегда платят своему сюзерену 20% налогов и 10% сборов.
Предел – это количество прямых вассалов (за исключением баронов), которое правитель может иметь без штрафов. Он в первую очередь основан на ранге основного титула правителя и может быть увеличен законами о титуле и специальными характеристиками.
- +20 – Граф;
- +40 – Король;
- +60 – Император;
- + 20 за право собственности на княжеский выбор;
- +20 за черту «Величайший из ханов»
Вассалы в Crusader Kings 3 – это важная часть геймплея, поэтому им стоит уделять особое внимание с первых минут игры.
Религии
Религия в Crusader Kings 3 определяет, в каких божеств и святых верит персонаж.
Святые места – это баронства, которые считаются священными в рамках конкретного верования. Если Вера контролирует Священное место, все персонажи, принадлежащие к этой Вере, получают постоянный бонус. Большинство религий имеют одни и те же святые места в количестве пяти штук, но бывают и исключения. Все авраамические религии разделяют Иерусалим как святое место.
Каждая вера отрицательно относится к любой другой вере. Насколько негативны последствия зависит только от религиозной семьи.
Показатель организации веры описывает, насколько последовательна каждая религия. Веры можно разделить на организованные и нереформированные. Каждая из групп имеет свои преимущества, но также и некоторые недостатки. Все языческие и некоторые восточные религии начинают без реформирования, в то время как все авраамические и большинство восточных религий начинают со статусом организованной.
Организованные религии могут принимать феодальные или клановые пути, а также получают высший приоритет преобразования. Однако, у них нет никаких бонусов престижа. В то время нереформированные религии имеют такой бонус – целых 20%, зато принимать решения и преобразовывать, как организованные, они не могут.
Добродетели и грехи – это качества, которые религия или вера считает добродетельными или греховными. Некоторые догматы добавляют великие добродетели или великие грехи, которые обладают двойным эффектом.
- Черты, считающиеся добродетелями, дадут персонажу +10 к единоверию и +1 к благочестию в месяц.
- Черты характера, считающиеся грехами, дадут персонажу −10 к единоверию и −1 ежемесячному благочестию.
Владения
Владением в Crusader Kings 3 называют ключевое поселение (чаще всего самое крупное) баронства или столицу графства. Существует несколько типов владений. В зависимости от типа определяется размер налогообложения. Группа владений образует домен.
Всего есть три типа владений:
- Замки. Здесь проживает уважаемая знатная семья. Также постройка защищает окружающий город и прилегающие к нему сельскохозяйственные угодья.
- Города. Густонаселенное поселение, где можно найти множество купцов, бюргеров и просто трудолюбивых граждан.
- Храмы. Место поклонения, которым правит духовенство, в окружении городка верных крестьян.
У каждого типа владений есть свои внутиигрвые особенности, например специальные постройки. То, будут ли доступны правителю все три вида, зависит от его конфессии и формы правления.
Домен является совокупностью всех владений, которые подчиняются одному правителю. Их предел чаще всего фиксиованный. Увеличить границы государства сверх этого предела можно за счет вассалов.
Если необходимо организовать новое владение, достаточно просто выбрать участок, где еще не достигнут их предел, и нажать на кнопку «Построить новое владение».
Титулы
Титул в Crusader Kings 3 – это свидетельство о праве собственности на землю, в котором указывается, каким персонажам принадлежит определенное место. У каждого титула есть звание и уникальный герб. Некоторые титулы могут менять имя в зависимости от культуры персонажа, владеющего им. Любой из них можно переименовать.
Основной титул – это наивысший титул персонажа, определяющий цвет и герб Королевства. Если персонаж владеет несколькими титулами одного и того ранга, то игрок может свободно выбирать, какое из них является основным.
De Jure – термин, который означает, что титул исторически относился имел более низкий ранг. Персонаж, владеющий титулом, может выбрать один Casus Belli. Титулы создаются, и это стоит денег.
Если правитель полностью контролирует Герцогство и владеет титулом Королевства, отличным от того, которому принадлежит Герцогство Де Юре, или если правитель полностью контролирует Королевство и владеет титулом Империи, отличным от того, которому принадлежит Королевство Де Юре, то указанные Герцогство или Королевство постепенно станут де-юре частью основного титула персонажа.
Любой титул герцога или королевства может быть создан персонажем, который контролирует не менее 51% его округов де-юре, если он имеет либо два титула более низкого ранга, либо один титул равного или более высокого ранга. Титулы империи требуют не менее 81% их округов де-юре. В Европейском регионе персонажи компьютера будут создавать титулы Королевства, только если они принадлежат к определенной культуре.
Также в игре предусмотрена система узурпации власти:
- Если персонаж владеет более чем 50% графств де-юре титула, принадлежащего Правителю той же веры или веры, которая не считается враждебной, то персонаж может Узурпировать титул.
- Если персонаж является вассалом, он не может Узурпировать титул, принадлежащий сеньору.
- Персонаж не может Узурпировать титул NPC, имеющего такой же ранг или выше, чем основной титул сеньора.
Претензия – это заявление своего законного права получить титул. Если титул принадлежит вассалу, претензия позволяет сеньору отозвать заявленный титул, не подвергаясь тирании. В противном случае Претензия предоставляет повод для получения заявленного титула посредством войны. В качестве альтернативы, если титул принадлежит сеньору, а правительство является племенным, вассал-претендент может оспорить правителя.
Если персонаж – граф или герцог, он может иметь не более 30 титулов графства без штрафов. Любое графство выше лимита снижает доход персонажа в золоте на -10%. Однако персонажи дополнительно ограничены своим Доменом, который обычно намного ниже.
Если персонаж – король или император, он может иметь максимум 2 титула герцогства без штрафов. Любое герцогство выше лимита снижает мнение всех вассалов на -15.
Династии
Династия в Crusader Kings 3 представляет собой неразрывную благородную родословную линию от самого основателя. Каждая династия состоит из нескольких Домов, стремящихся принести династии славу. Глава может переименовать свою династию в любой момент. Все члены имеют +5 мнения друг к другу.
Семья персонажа состоит из его родственников. Бабушка и дедушка, родители, братья и сестры, дети и внуки персонажа считаются близкими родственниками. Дяди, тети, кузены, племянники и племянницы считаются дальней родней.
Брак – это юридический союз двух персонажей для создания семьи и нового политического союза. В Crusader Kings III брак возможен только между представителями противоположного пола. Супруги, способные к деторождению, могут иметь детей. При учении о полигамном браке возможно иметь нескольких супругов. Кроме того, согласно еще одной специальной доктрине дозволено иметь еще и наложниц.
Самый могущественный глава дома (в зависимости от военной мощи) всегда становится главой династии после смерти нынешнего. Обновление главы династии может занять до года.
Слава – это ресурс, накапливаемый династией и используемый для разблокировки наследий династии и повышения уровня великолепия. Династия получает ежемесячную +0,02 известности за каждого живого участника. Также есть и бонусные баллы.
За каждого правителя, не являющегося вассалом одной династии:
- +0,12 за каждого барона;
- +0,25 за каждый счет;
- +0,5 за каждого герцога;
- +1 за каждого короля;
- +2 за каждого императора.
За каждого члена семьи, состоящего в браке с правителем другой династии:
- +0,1 за каждого члена семьи, состоящего в браке с бароном;
- +0,2 за каждого члена, состоящего в браке с графом;
- +0,4 за каждого члена семьи, состоящего в браке с герцогом;
- +0,8 за каждого члена семьи, состоящего в браке с королем;
- +1,6 за каждого члена семьи, состоящего в браке с императором.
Наследование
Наследование в Crusader Kings 3 может легко запутать неопытного геймера. Когда игровой персонаж умирает, геймер начинает управлять жизнью наследника своего основного титула. Но здесь ситуация может усложниться в зависимости от того, какой установлен закон наследования. Эти законы определяют, кто имеет право на титул, какой приоритет и принципы разделения власти.
В начале игры и в первые несколько веков у игрока действительно будет доступ только к gravelkind succession, которая делит земли между подходящими детьми в равной степени. По умолчанию это означает, что старший сын – это наследник основного титула вместе со столицей королевства и любыми прямыми титулами де-юре, связанными с ним.
Если у персонажа несколько детей, имеющих право на наследование, остальные получат оставшиеся титулы. Например, если персонаж – это король двух стран, второй по старшинству сын займет второе королевство после смерти правителя. Если равных титулов нет, им будут присвоены более низкие.
Далее по ходу игры геймер может сам установить закон о наследовании:
- Первородство – старший ребенок наследует все титулы, а дети младшего возраста ничего не получают.
- Право младшего сына на наследование – младший ребенок наследует все титулы, а дети старшего возраста ничего не получают.
- Старшинство дома – все титулы переходят к самому старшему члену дома.
- Конфедеративный раздел – титулы делятся поровну между детьми покойного правителя, и для младших наследников могут быть созданы новые титулы. Наследник игрока (тот за кого вы и дальше будете играть) всегда получит основной титул правителя, столицу королевства и любые связанные с ним титулы де-юре.
- Раздел – новые титулы не создаются, чтобы гарантировать, что каждый ребенок получает равный ранг. В остальном максимально похоже на конфедеративный раздел.
- Высокий раздел – еще один вариант разделения, в котором предпочтение отдается старшему подходящему ребенку, имеющему по крайней мере половину титулов покойного правителя, включая основной титул, столицу королевства и любые прямые титулы де-юре, связанные с ним.
- Только для мужчин – женщины лишены права наследования титулов и требований. Правители-мужчины могут иметь наложниц или нескольких жен, если их вера позволяет это.
- Приоритет мужчин – мужчины имеют приоритет перед женщинами. Правители-мужчины могут иметь наложниц или нескольких жен, если их вера позволяет это.
- Равное гендерное наследование –женщины и мужчины находятся в равных условиях. Все правители могут иметь наложниц, супругов или нескольких супругов, если их вера позволяет это.
- Приоритет женщин – женщины приоритет перед мужчинами. Женщины-правительницы могут иметь наложниц или нескольких супругов, если их вера позволяет это.
- Только для женщин – мужчины не могут наследовать титулы. Женщины-правительницы могут иметь наложниц или нескольких супругов, если их вера позволяет это.
Правительства
Тип правительства в Crusader Kings 3 имеет два основных эффекта. Во-первых, он определяет, как правитель управляет своим царством. Во-вторых, если правитель также является вассалом, тип его правительства определяет, как он будет платить налоги и сборы своему сюзерену.
Феодализм
Феодализм в Crusader Kings 3 – одно из самых популярных направлений развития страны. Феодальные правительства могут создавать новые кадетские отделения и иметь доступ к Закону о власти короны. Власть короны 2-го уровня требует нововведения «запланированные сборы» (эпоха племен), а уровни 3 и 4 требуют нововведения «королевская прерогатива» (эпоха раннего средневековья).
У каждого феодального вассала есть феодальный договор, который может быть изменен только по согласованию с сюзереном. В зависимости от политической ситуации выставляются обязательства вассала перед сюзереном. Обязательства могут быть уменьшены, если персонаж не является законным сеньором вассала. По умолчанию уменьшение составляет 50%
Права предоставляют вассалам разрешения, которых у них по умолчанию нет. Право может быть добавлено при увеличении Обязательства, чтобы избежать тирании. Отмена права повлечет за собой тиранию, если не будет добавлено другое право.
Клан
Правительства кланов могут создавать кадетские отделения и иметь доступ к Закону о власти короны. Как и для феодальных правительств, здесь необходимы инновации, чтобы разблокировать более высокий авторитет короны. У них также есть доступ к Conquest Casus Belli, который можно использовать один раз в жизни для вторжения в царство.
Клановые вассалы предоставляют налоги и сборы на основе мнения своего сеньора. Всегда существует минимальный размер налогов и сборов, который они могут предоставить. Могущественные вассалы также получат -20 Мнения (а другие вассалы получат -10 Мнения), если они не состоят в союзе со своим Сеньором.
Если правитель клана является главой династии, его царство будет названо в честь его династии, а не основного титула.
Племя
В отличие от феодальных или клановых правительств, племенные правительства имеют доступ к Закону о племенной власти и могут использовать его, не исследуя инновации. Если авторитет племени установлен достаточно высоко, лидер может реформировать свое правительство, чтобы стать перейти к клановому или феодальному типу управления.
Племенные правительства обладают уникальными эффектами:
- Владения не могут быть созданы в графствах, управляемых племенным правителем, даже кланом или феодальным сеньором.
- Графства, которые убавляются племенными правителем, не развиваются.
- Племенные бароны предоставляют только половину своего лимита снабжения армиям.
- Правители племен не могут открыть для себя инновации пост-племенной эры.
- Правители племени также могут потерять свои титулы в личном бою, если его право оспорят.
- Лидеры платят за воинов не золотом, а престижем.
- Правители племени могут совершать набеги.
- Один раз в жизни лидер может использовать Casus Belli для порабощения.
- −50% стоимость создания титула.
- −20 мнение с феодальными, клановыми и республиканскими вассалами.
На этом наши советы по прохождению Crusader Kings 3 не заканчиваются. Ждите новые полезные гайды и интересные фишки. А пока рекомендуем узнать, как включить консоль в игре и какие в CK3 есть чит-коды.