Farthest Frontier – это градостроительная стратегия, в которой необходимо развивать свое поселение, обороняться от захватчиков и избегать распространения опасных заболеваний. В ней собрано множество глубоко проработанных механик, в которых с непривычки можно запутаться. Чтобы избежать досадных ошибок на начальных этапах прохождения, советуем ознакомиться с гайдом по Farthest Frontier, где собраны основы игры и советы новичкам.
Что нужно знать перед началом игры?
По умолчанию в Farthest Frontier доступно три уровня сложности: Первопроходец, Следопыт и Покоритель. Знакомым с жанром игрокам советуется выбирать второй, а тем, кому ранее не доводилось запускать градостроительные симуляторы, – первый.
В этом же меню можно выбрать один из пяти типов рельефа: засушливое нагорье, альпийские долины, низинные озера, равнины или случайный, в котором будут сочетаться особенности всех предыдущих типов. Данная настройка влияет на количество ресурсов на карте, а также на плодородность почвы. Во время первого прохождения рекомендуется выбрать низинные озера – самый оптимальный ландшафт для знакомства со всеми геймплейными механиками.
Теперь осталось лишь придумать название для поселения, выбрать размер карты (желательно средний) и решить, стоит ли ставить галочку в строке «Мирный режим». В нем на деревушку не нападают налетчики и вражеские армии, а в лесах не водятся волки и медведи.
Развитие поселения 1-го уровня
Первым делом необходимо разместить постройку Центр города – единственное здание в игре, расположение которого в дальнейшем невозможно изменить. Оно также выполняет роль крепости, где в случае нападения жители смогут занять позиции и отстреливать врагов из лука. Желательно заранее продумать местоположение Центра города — разместите постройку на плоской поверхности примерно в 20 квадратах от воды. Дополнительно нажав клавишу F, можно проверить плодородность почвы в округе — этот фактор важен для строительства ферм. Если подходящего места так и не нашлось, можно начать партию заново.
Разделение поселения на сектора
Теперь нужно определиться, как будет выглядеть поселение. Оно может быть каким угодно, однако для удобства рекомендуется разбить его на четыре сектора, как показано на скриншоте:
- Желтый коммерческий сектор, где находятся складские помещения и различные мастерские (например, дом сапожника и сарай с корзинами);
- Синий жилой сектор, где размещаются обычные дома и постройки — школа, дом лекаря;
- Зеленый сельскохозяйственный сектор, отданный под сады и фермы;
- И, наконец, красный промышленный сектор, где желательно собирать все постройки, негативно влияющие на показатель привлекательности города – например, компостный двор. Их желательно держать как можно дальше от жилых домов.
Чтобы в дальнейшем поднять уровень поселения с 1 до 3, желательно сосредоточить в жилом секторе все постройки, повышающие уровень привлекательности города – рынки, дома лекарей, школы, алтари, парки, сады и т.д.
Постройка первых зданий
После выбора места для Центра города жители начнут автоматически расчищать камни и деревья вокруг него. На этом этапе можно дать им задание облагородить нужную территорию (нажмите H и выберите клетки с деревьями и камнями, которые нужно убрать). Пока они работают, нажмите N, чтобы построить грунтовую дорогу возле Центра города. Помните, что его желательно размещать в верхнем правом углу промышленного сектора.
Теперь пора перейти к возведению жилого сектора. Создайте квартал площадью 6х6 клеток по соседству с Центром города, как показано выше. Постройте несколько временных убежищ или домов по краям, а также обязательно установите колодец (для этого могут потребоваться дополнительные камни).
Далее поставьте дровокол прямо по соседству с Центром города. Как только здание будет построено, один из жителей автоматически начнет изготавливать там дрова.
Рыбаки и собиратели
Итак, в поселении уже появились первые дома, источник питьевой воды, а также источник дров. Осталось лишь озаботиться добычей еды на ранних этапах. Для этого протяните дорогу к озеру и постройте две рыбацкие хижины и два домика для сборщиков. Затем нажмите на каждый из них и задайте территории, на которых жители будут собирать ягоды с травами и ловить рыбу. При выборе места для рыбалки постарайтесь охватить как можно больше синих точек, чтобы добиться максимального улова.
Склад и распилочная
На этом этапе необходимо построить здания, в которые можно будет складывать излишки еды. Телега для хранения, доступная по умолчанию, имеет слишком скромную вместимость, поэтому советуется первым делом построить склад для строительных материалов, а затем и кладовую с погребом для продуктов. Когда все будет готово, нажмите на телегу и уберите галочки со всех предметов в списке, чтобы в дальнейшем вся еда хранилась в специальных помещениях. Параллельно с этим отправьте жителей рубить деревья и ломать камни возле поселения.
Далее нужно построить распилочную, благодаря которой появится доступ к доскам, необходимым для создания более продвинутых зданий. Не забудьте при этом продлить грунтовые дороги. После постройки нажмите на распилочную и отключите дополнительный слот, чтобы в ней работал только один поселенец.
Сельскохозяйственные поля
К этому моменту в игре, скорее всего, пойдет уже второй год. Текущим жителям еды уже должно хватать, однако пора расширять поселение и готовиться к прибытию новых людей. В сельскохозяйственном секторе постройте поле площадью 5х5 квадратов на расстоянии 1 квадрата от дорог. Эта пустая линия нужна для ограды, а иначе обитающие неподалеку олени съедят весь урожай.
Направьте на постройку поля как минимум пятерых жителей, поскольку на данном этапе это самая важная задача, и ее в идеале завершить до зимы (так как в холода поселенцы не могут работать на полях). Если не успеете, то вернитесь к постройке весной.
Кладбище и компостный двор
Не забудьте также построить кладбище в дальнем углу поселения. Это позволит предотвратить распространение болезней в том случае, если один из поселенцев умрет. Без этой постройки трупы будут просто лежать на земле, а хоронить их где попало жители по какой-то причине отказываются.
Пока идет постройка поля, можно возвести компостный двор. Его рекомендуется ставить в промышленном секторе – там, где он не будет негативно влиять на привлекательность домов в жилом районе. На скриншоте можно увидеть неудачную точку для размещения (слева) и идеальный вариант (справа). Здесь будут храниться отходы (экскременты), которые в дальнейшем можно применять в качестве удобрения. Это также поможет избежать распространения различных болезней.
Расширение поселения
После того как поле и компостный двор будут готовы, самое время начать привлекать новых поселенцев. Для этого нужно расширить жилой сектор так, чтобы площадь центральной части была 6х8 блоков, а площадь сектора справа – 6х6. Именно в нем нужно построить дополнительные дома, где будут жить новые поселенцы.
Желательно сразу же определять их в рабочие, чтобы они рубили деревья, строили новые здания и перетаскивали те или иные ресурсы по городу. Как только населения в городке станет больше, рекомендуется построить поле, где вместо репки будет выращиваться любой другой из доступных продуктов.
На этом этапе советуется расширить жилой сектор так, как показано выше. В каждом квадрате должно находиться по четыре дома, а в широких секторах оставляйте пустое место посередине, которое в дальнейшем можно будет использовать для декораций, когда город прокачается до 3-го уровня. Теперь по мере необходимости достраивайте в этом секторе домики, если число поселенцев будет расти.
Охотничья хижина и коптильня
Самое время перейти к охоте. Выделите парочку жителей движением мыши и отправьте их изучать территории вокруг поселения. Рано или поздно они найдут места обитания оленей и диких кабанов (первые две иконки слева), а также волчьи логова (справа) – от последних лучше держаться подальше.
Охотников должно быть как минимум двое, чтобы они могли отбиться от внезапной атаки волков или медведей. Как только найдете ареал обитания оленей или кабанов, проложите к этой точке грунтовую дорогу и постройте около неё охотничью хижину. Как и в случае со сборщиками и рыбаками, выдайте своим подопечным разные участки для охоты.
В самом городке постройте коптильню – в этом здании мясо будет проходить специальную обработку, благодаря чему увеличатся сроки его хранения. Если к этому моменту в поселении уже имеется по два рыбацких и охотничьих домика, одной коптильни будет более чем достаточно.
На данном этапе игры можно возвести еще два поля для выращивания продуктов, чтобы избежать риска голода. Выращивать на них советуется бобы и клевер, а раз в год желательно приводить их в порядок и очищать от сорняков.
Дубильня и дома кузнеца, корзинщика и сапожника
Теперь рекомендуется построить сразу четыре здания:
- Дубильня, в которой из шкур пойманных зверей будут изготавливаться теплые шубы. Ее нужно разместить в промышленном секторе как можно дальше от жилых домов.
- Дом сапожника, где будет производиться обувь, благодаря которой поселенцы реже будут страдать от столбняка. Эту и следующие две постройки можно размещать в коммерческом секторе.
- Дом кузнеца, где из бревен будут изготавливаться стрелы и луки для охотников и обычных жителей.
- Дом корзинщика, хозяин которого будет создавать корзины из веток ивы, благодаря чему поселенцы смогут носить больше вещей и работать более продуктивно.
Прокачка поселения до 2-го уровня
Для того чтобы прокачать поселение до 2-го уровня, необходимо соответствовать следующим условиям:
- Иметь как минимум 8 временных убежищ или домов.
- Построить 1 рынок.
- Иметь население от 30 человек.
- Иметь в запасе 40 досок и 25 камней.
Если это сделано, кликните на Центр города и нажмите на кнопку «Обновить». На протяжении некоторого времени поселенцы будут перестраивать это здание, а когда они завершат, откроется доступ к различным постройкам 2-го уровня.
Торговый пост и мыловарня
Одно из них – это торговый пост, который лучше всего поставить рядом со складом в коммерческом секторе. В этом здании можно обменивать излишки ресурсов на золото, а также покупать товары, необходимые для развития поселения. Для продажи товаров необходимо сначала перетащить их к торговому посту. Купленные предметы также нужно переносить на склад, чтобы появилась возможность использовать их.
На данном этапе осталось построить только одно здание – мыловарню. В ней из животного жира и трав (получаемых благодаря охотникам и сборщикам) будет изготавливаться мыло. Оно поможет избежать распространения различных болезней, поэтому важно следить за тем, чтобы мыло имелось у каждого из поселенцев.
Защита от налетчиков
К этому моменту в деревушке уже проживает около 40 жителей, налажено производство всего необходимого, а погреб забит до отказа едой (к слову, было бы неплохо построить второй погреб). Разумеется, настолько зажиточное поселение начнет привлекать внимание налетчиков. Защититься от них можно следующим образом:
- Как только заметите их, сразу же поставьте игру на паузу.
- Нажмите на Центр города и выберите строку «Собрать жителей в гарнизон».
- Вновь запустите игру и наслаждайтесь расправой над налетчиками.
В дальнейшем рекомендуется возвести заборы или даже стены вокруг своего городка, а также установить несколько наблюдательных вышек. Однако на текущем этапе игры достаточно просто вовремя реагировать на сигналы тревоги, чтобы минимизировать ущерб от нападений.
Так как градостроительная стратегия Farthest Frontier находится в раннем доступе, принципы некоторых механик могут меняться в патчах и обновлениях. Оставляйте свои вопросы в комментариях и пишите, что бы вы хотели видеть в следующем гайде.