Гайд по Manor Lords: с чего начать в игре и советы новичкам

Подробное руководство по Manor Lords для новых игроков с разбором основных механик игры и последовательными советами по развитию.

Manor Lords — стратегия, сочетающая в себе элементы градостроительного симулятора, детального микро-менеджмента и эпичных средневековых боев. В игре предстоит следить сразу за множеством аспектов, начиная деятельностью отдельно взятой семьи и заканчивая глобальными торговыми путями. Руководство для новичков поможет разобраться с азами игры: проект делает достаточно серьезный упор на ограниченные ресурсы и баланс экономики, из-за чего некоторые механики могут вводить в ступор.

В гайде для Manor Lords представлен последовательный разбор и обучение всем основным механикам игры, в нем рассмотрим начальные стадии развития, способы быстро развивать поселение и направить его на производственные рельсы, а также подскажем способы заработать деньги и захватить новые территории.

Уровень сложности Manor Lords и сценарий

Первое, что предстоит сделать после выбора персонажа и создания герба — подготовиться к игре, выбрав сценарий и сложность. На выбор представлено три сценария:

  • Путь к процветанию — нужно довести поселение до уровня «большой город». Затем можно будет играть в свободном режиме.
  • Да будет мир — в спокойном темпе развивайтесь и расширяйтесь, когда будете готовы, начинайте войну с бароном. Цель — захватить все регионы карты.
  • На грани — в других регионах бесчинствуют налетчики, которые будут совершать набеги на поселения. Необходимо отбить все атаки и в крайне суровых условиях довести поселение до уровня «большой город».

В качестве песочницы можно рассмотреть «Путь к процветанию», он позволит наиболее спокойно заниматься строительством и развивать поселение. Для любителей сражений подходит второй и третий сценарий. Кроме того, есть шаблоны настроек, которые определяют строгость штрафов и агрессивность искусственного интеллекта.

Параметры можно настроить отдельно, поработав с соответствующим разделом меню, находящимся в левом нижнем углу. В дальнейшем сложность изменить будет нельзя, но если станет совсем тяжело, можно воспользоваться трейнером.

С чего начать в Manor Lords?

Первоначальный город в Manor Lords выглядит крайне скудно — несколько палаток, пять семей, один вол и небольшое количество ресурсов для выживания и строительства. Этих запасов хватит на очень короткий срок, поэтому на ранних этапах стоит возводить наиболее важные и основные здания. Начав игру, первым делом улучшите лагерь бездомных до лагеря работников, чтобы получить небольшой прирост к населению.

Добыча и хранение припасов

Первая постройка, которую рекомендуется возвести — лагерь дровосеков. Она производит древесину, ресурс, требующийся для подавляющего большинства строений. В дальнейшем предстоит возводить жилища, склады и другие важные здания, поэтому лучше заранее озаботиться вопросом материалов. Отправьте туда работать одно семейство.

Следующим делом поблизости дом дровосеков. Это здание обеспечивает поступление дров — одного из видов топлива, без которого люди будут жаловаться летом, а зимой болеть и умирать. Если начали игру на высокой сложности, то возведите это здание в первую очередь, чтобы не потерять все поселение в первую же зиму.

В отдельном руководстве можете узнать про все способы добычи топлива и восполнить его запас.

Немного позднее возведите хижину лесников, куда время от времени будете назначать семью, чтобы она высаживала лес.

Следующий вопрос, которым нужно озаботиться сразу после начала игры — добыча и хранение припасов в Manor Lords. Помимо топлива люди также нуждаются в еде, на первое время будет выделено немного хлеба, однако надолго его не хватит. На ранних этапах лучше заниматься собирательством.

Разместите лагерь охотников неподалеку от соответствующей области на карте, которая отмечена лапой зверя. Затем постройте хижину собирателей рядом с ягодными кустами. Учитывайте, что области с «едой» иссекаемые, поэтому рекомендуется чередовать: пока ягоды можно собрать, отправьте одну семью за ними, а другую на охоту. Зимой же придется заниматься исключительно охотой.

Сразу же откройте «дополнительно» в лагере охотников. Ограничьте рабочую зону и разместите ее в центре области с дикими зверьми. Такие действия позволят избежать бага, когда охотники не добывают мясо, хотя животные в зоне работы еще остались. Также рекомендуется повысить квоту, чтобы работники не отлынивали и делали запасы.

Когда построили первые здания, необходимые для банального выживания, понадобится заняться сохранением ресурсов. Запасы, лежащие под открытым небом, могут промокнуть, из-за чего станут непригодны. Чтобы избежать этого, необходимо возвести склад. Лучше строить его в относительной близости с городом, неподалеку от лагеря дровосеков. Это позволит ускорить перевозку древесины, однако на поздних этапах потребуется или покупать скот, или передвигать склад.

Затем возведите амбар, его также рекомендуется расположить между точкой добычи еды и центром города. Заранее продумайте, где планируете размещать жилые дома и рынок, чтобы в дальнейшем не было проблем с логистикой.

На ранних этапах можно использовать одну семью, которая будет посменно работать то в амбаре, то на складе, в дальнейшем лучше обеспечить рабочей силой каждое строение.

Не забывайте прокладывать дороги между всеми основными строениями. Тропинки не требуют затрат ресурсов, однако упрощают транспортировку материалов. Для ускорения логистики можно включить перемотку времени, кликнув на соответствующую кнопку в правом нижнем углу.

Жилье

Обеспечив добычу основных ресурсов и припасов, пора построить жилье для поселенцев. Откройте четвертую вкладку с иконкой домика и выберите первую кнопку — хозяйства. Возведите необходимое количество домов для уже имеющихся семей, добавив 1-2 с запасом для новых жителей. Поставьте четыре точки, чтобы выделить область, в которой начнется застройка.

Лучше всего строить дома рядом друг с другом, это поможет избежать сложностей с рынками в будущем. Хозяйства, как и другие постройки, возводятся свободными семьями. На момент начала застройки первых территорий рекомендуется освободить две семьи, чтобы ускорить процесс строительства.

Выделив область, сможете увидеть внутри три основных иконки:

  1. Дом — место под само хозяйство, где будут проживать селяне.
  2. Дом с плюсиком — дополнительное место под еще одну семью. Возникает в том случае, когда в выделенной области есть избыточное пространство, но его недостаточно для еще одного хозяйства. Лучше избегать такого выделения: вместо дополнительного места рекомендуется возводить отдельный дом.
  3. Дом с инструментом — рабочая область, в которой в дальнейшем семья, живущая в доме, сможет заниматься своим ремеслом. Старайтесь застраивать земли так, чтобы у каждого хозяйства была рабочая зона.

Разобравшись с первыми хозяйствами, постройте колодец. Его нужно размещать над грунтовыми водами, которые подсветятся голубым цветом. Старайтесь располагать колодец рядом с домами, во-первых, это порадует жителей, во-вторых, в случае пожара люди смогут быстро набрать воды для его тушения, что минимизирует разрушения в поселении.

Как увеличить поселение в Manor Lords

В любом из сценариев потребуется расширять свой город: для повышения его статуса, либо же с целью сбора многочисленного ополчения для похода на чужие территории. Для этого понадобится постоянно повышать количество семей.

Чтобы увеличить население в городе, необходимо обеспечить их жилищем. Посмотрите на количество проживающих семей, а затем на доступное жилье: если свободных мест нет, возведите еще 1-2 хозяйства для прибывающих крестьян. Второй крайне важный фактор, влияющий на приток жителей — одобрение. Если иконка с пальцем вверх горит зеленым — люди будут переезжать в поселение.

Как повысить одобрение

Для повышения одобрения жителей предстоит всячески потакать их потребностям и возводить различную инфраструктуру. Один из важнейших объектов для этих целей — пилорама, которую нужно построить сразу после завершения строительства хозяйств.

Потребности хозяйств можно увидеть, кликнув на любой дом. В разделе «требования» указаны все строения и желания жителей. Когда все потребности будут удовлетворены, удастся повысить уровень хозяйства, однако и спрос крестьян возрастет. Если выполнять просьбы поселенцев — одобрение вырастет, если игнорировать — оно начнет падать, а семьи будут уезжать.

К этому моменту уже должен быть построен колодец. Следующим делом возведите церковь, строить ее лучше неподалеку от города, но при этом размещайте ее так, чтобы не занимать место рядом с центром, где можно расположить еще хозяйства. Церковь обеспечит людей уровнем духовности, а в дальнейшем позволит хоронить погибших горожан, не давая снижаться одобрению.

Еще одна важнейшая вещь для поселения, в том числе для уровня одобрение — рынок. Выделите область в центре поселения, на которой горожане смогут торговать производимыми ресурсами. Рядом с иконкой молоточка указано количество мест под ларьки, обычно даже для большого города достаточно 12-15 мест. Один член каждой работающей семьи самостоятельно будет относить товары на торговую площадь.

Разнообразие топлива, пищи и одежды также оказывает значительное влияние на уровень одобрения. Когда чуть расширитесь и появятся свободные ресурсы, понадобится озаботиться расширением производимых и добываемых ресурсов.

Распределение рабочих

Назначение семей требует постоянного внимания, на протяжении всей игры предстоит регулярно перераспределять рабочую силу, в зависимости от потребностей и ситуации в регионе. Назначенные семейства перманентно трудятся в строении, куда были направлены работать. Семьи без назначения занимаются строительными работами, а также перевозят древесину, когда она требуется. В период возведения каких-либо зданий лучше оставить свободными 2-3 семьи (в зависимости от общего количества) для этого занятия. В остальное время хватит одного семейства.

В начале игры, когда в распоряжении есть порядка 7-8 семейств, лучше придерживаться следующей стратегии:

  • 1-2 семьи свободны для застройки.
  • 2 семьи заняты добычей еды: если сезон позволяет, 1 на охоту, 1 на ягоды, в противном случае 2 на добычу мяса.
  • 1 семейство занято добычей дров.
  • 1 семья работает на складе и еще 1 занята в амбаре.
  • 1 семейство в лагере дровосеков, а еще 1 занимается переработкой древесины на пилораме.

По мере увеличения поселения появится больше рабочих рук, поэтому появится возможность назначать семью на каждое занятие, либо же направлять несколько семейств на одну работу, чтобы увеличить количество нужных ресурсов.

Как только появится возможность — улучшите привязную стойку до малого хлева и приобретите вола.

Как повысить уровень поселения

Уровень поселения обеспечивает получение очков развития, необходимых для открытия полезных навыков, определяющих специализацию региона. Для повышения уровня необходимо улучшать хозяйства. Наведя курсор на название области, сможете узнать требования. Повышайте уровень хозяйств, выполняя их требования.

Все виды скота: как купить, завести и где использовать

Скот — крайне важный аспект игрового процесса, поскольку животные нужны практически для каждой сферы деятельности на всех этапах развития. На данный момент есть 5 видов скота:

  • Лошади — покупаются на фактории, используются для перевозки грузов между регионом игрока и торговым партнером вне карты.
  • Мулы — приобретаются в пункте погрузки и необходимы для транспортировки бартерных товаров между подконтрольными поселениями.
  • Вол — важнейшее животное, приобретаемое при помощи привязной стойки, нужен для строительства зданий и вспашки полей.
  • Овцы и ягнята — можно купить через пункт торговли скотом, овцы дают шерсть, необходимую для пошива одежды, а ягнята годятся лишь для экспорта.
  • Козы и курицы — животные, проживающие на территории пристроек хозяйств, козы обеспечивают поступление шкур, а курицы несут яйца.

Почти все животные приобретаются в уникальных строениях, связанных с ними, однако большинство из них могут быть куплены при помощи пункта торговли скотом.

Земледелие и промышленность в Manor Lords

Земледелие в Manor Lords — один из способов прокормить поселение, однако это занятие открывает множество других возможностей: готовить эль для повышения уровня, производить различные товары и просто торговать с другими областями. Промышленность же необходима для создания вооружения и более продвинутых товаров, которые закроют потребности жителей и обеспечат прибылью с экспорта.

Как выращивать культуры

Наиболее важным для земледелия строением является житница, именно она главный пункт, где нанимаются люди и происходят все основные процессы. Лучше всего размещать ее рядом с будущим полем. Чтобы было проще построить житницу, включите разметку для интересующей культуры, кликнув на соответствующую строку справа. Зеленые территории — наиболее пригодные для засева.

Рядом с житницей разметьте будущее поле, рекомендуемый размер на старте — 2-3 моргена, в дальнейшем можно будет расширить эти земли. Поле создается моментально, однако его еще предстоит обработать. Имейте в виду, что зимой культуры не могут расти, начинайте работы на поле лишь в подходящий сезон.

Кликнув на поле, сможете выбрать, чем его засеивать. По умолчанию на каждом поле выставлен режим «под паром». При таких настройках культуры на земле не растут, однако плодородность повышается. Кликнув на кнопку с этой надписью, откроете меню, где указаны существующие типы культур и их плодородность на данном поле. Кликнув на кнопку «Ротация культур», можно выбрать, чем засеивать поле в следующие два года. Замена культур позволит повысить плодородность поля.

Если в дальнейшем планируете заниматься земледелием, прокачайте навыки «Тяжелый плуг» и «Удобрение».

Выбирайте одно из них, после чего назначайте жителей при помощи житницы. Когда начнутся первые работы, появятся шкалы прогресса. Поле имеет четыре стадии:

  • Распашка.
  • Засеивание.
  • Готовность.
  • Сбор урожая.

Количество людей влияет на все процессы, за исключением готовности. Когда поле будет засеяно, сверху сможете увидеть ожидаемый урожай и количество дней до его сбора. Если внезапно решили, что не хотите растить выбранную культуру, всегда можете сжечь поле, чтобы обнулить процессы.

Для обработки культур необходимы следующие строения:

  • Пшеница (зерно) — ветряная мельница.
  • Ячмень — солодильня.
  • Лен — ткацкая мастерская.

Как создавать товары

Помимо земледелия есть еще один способ добывать более продвинутые ресурсы — горный промысел. На данный момент есть всего две постройки из этой категории:

  • Лагерь каменотесов — добывает камень из залежей.
  • Карьер — добывает железную руду из залежей руды и глину из месторождений глины.

В дальнейшем появится возможность создавать различные товары потребления и более продвинутые материалы:

Ресурс Из чего делается Где делается
Мука Зерно Ветряная мельница
Хлеб Мука Общая печь
Солод Ячмень Солодильня
Заготовки Железная руда, топливо Горн
Черепица Глина Печь для обжига
Кожа Шкуры Сыромятня
Пряжа Шерсть Ткацкая мастерская
Краски Ягоды Чернильная мастерская

Из произведенного в специальных зданиях сырья можно создавать конечные товары: одежду, эль и многое другое. Это доступно только лишь в хозяйствах 2 уровня и выше. Если в здании есть место для ремесленной зоны, можете выбрать специализацию и начать производство определенного товара. Когда возведете пристройку, то вся семья приступит там к работе.

Как заработать деньги

В игре есть два вида денег: достаток региона и казна. Чтобы заработать побольше богатств для королевства, можно воспользоваться следующими способами:

  • Повышайте уровень хозяйств — дома второго и третьего уровня выплачивают налоги, повышая достаток региона.
  • Зачищайте лагеря разбойников — завладев армией, можно разрушать лагеря бандитов, а сокровища отправлять в ближайший город или свою казну.
  • Торгуйте ресурсами и скотом — продажа товаров, находящихся в избытке, может поднять достаток региона, который их поставляет. Аналогичная ситуация со скотом.
  • Установите налоги — налоги позволят конвертировать достаток региона в казну, которая затем тратится на более глобальные нужды.
  • Отказывайтесь от притязаний — если развязать войну, то вскоре получите сообщение с просьбой отказаться от притязаний и вывести войска. В случае согласия получите награду.

Далее разберем каждый из этих методов.

Подробнее обо всех способах заработать золото, а также об отличиях достатка от казны рассказали в отдельном руководстве по деньгам.

Казна

Казна — личные средства короля, которые получаются преимущественно с подконтрольных территорий, если там есть усадьба. Они тратятся на дипломатические нужды и расширение армии: вербовка наемников и расширение дружины. Кроме того, при помощи казны можно увеличивать количество контролируемых территорий, заселяя их. Пополнить казну можно рядом методов.

Разбойники

Первый способ получить немного золота в казну — уничтожать лагеря разбойников, появляющиеся в регионах, которыми никто не управляет. Отправляйте ополчение или наемников разрушить строение.

После уничтожения лагеря получите уведомление о трофеях. Вариант «Отправить в сокровищницу» позволит получить пару сотен монет в казну.

Сбор налогов

Для сбора налогов необходимо построить усадьбу, она станет доступна после уровня поселения «Маленькая деревня». В разделе «налоги» можно выставить различные параметры. Часть средств, поступающих в достаток региона, будут уходить в казну. Чем выше налоги, тем ниже одобрение населением.

Достаток региона

Достаток региона — количество денег, которыми располагают жители данного поселения. Они используются для приобретения товаров, расширения хозяйств и из них выплачиваются налоги. Заработать их можно с домов или торговли с другими королевствами.

Разбойники

При захвате лагеря разбойников можно выбрать опцию «Отправить ресурсы в ближайший город». В таком случае благосостояние ближайшего региона будет увеличено на несколько сотен монет.

Торговля

С помощью торговли можно получать относительно регулярный приток регионального достатка. Экспортируя товары, торгующая область будет зарабатывать деньги. Стоит учитывать, что цена напрямую зависит от спроса, поэтому рекомендуется иметь хотя бы 3-4 товара, которые город может продавать. Кроме того, торговля может приносить деньги и в казну, если обложить ее налогами.

Улучшение хозяйств

Хозяйства второго уровня приносят 1 меру достатка региона в месяц, а хозяйства третьего уровня — 2 меры. Таким образом, имеет смысл постепенно улучшить большинство хозяйств хотя бы в основном городе, чтобы они приносили прибыль в свой регион.

Как настроить торговлю

Как говорилось выше, торговля приносит прибыль сразу в оба кошелька: регион получает достаток, а с него может отдавать налоги. Кроме того, налогом облагаются и вольные торговцы, проходящие через поселение. Чтобы организовать торговлю, нужно совершить несколько действий:

  1. Построить факторию.
  2. Проложить путь, если сделка относится к категории крупных.
  3. Выбрать товар, имеющийся в излишке, после чего установить правило на экспорт. Если товара нет, поставьте правило на импорт.
  4. Назначить работников, а в дальнейшем приобрести лошадь.

В отдельной статье читайте подробный гайд по торговле: как проложить торговый путь и настроить торговое правило.

Как захватывать территории в Manor Lords

Одна из основных целей для прохождения Manor Lords — война с другими феодалами и захват территорий.

Создайте армию

Через некоторое время после начала игры первому городу будет выдано немного оружия. Этого хватит для экипировки нескольких десятков пикинеров. Кроме того, создавая усадьбу, получаете отряд из пяти дружинников.

В дальнейшем потребуется создавать собственную армию. Для формирования ополчения необходимо снарядить отряд оружием и щитами. В качестве дополнения можно выдать им кольчугу и латные доспехи, чтобы повысить выживаемость. Ополчение формируется из рабочих крестьян, которые в свободное время заняты своими делами, а по зову выходят на войну.

В качестве альтернативы можно завербовать наемников. Отряды оплачиваются каждый месяц из казны, а если они погибают, то поселение ничего не теряет. По сути, это один из наиболее выгодных вариантов, который не требует постоянного производства заготовок и вооружения.

В отдельном гайде читайте подробнее как создать армию, сделать оружие и нанять наемников.

Повысьте влияние

Чтобы заявить притязания на регион и объявить войну, необходимо или поднять влияние, или получить благосклонность короля. Поскольку вторая механика еще не реализована должным образом, остается только первый вариант. Для захвата региона необходимо иметь 1 000 влияния.

Влияние можно получить тремя способами:

  1. Улучшать церкви и усадьбы.
  2. Уничтожать лагеря разбойников и их отряды.
  3. Выплачивать десятину церкви, выставив соответствующий налог в параметрах усадьбы.

Заявите притязания

Подняв влияние, можете объявить регион своим, заявив на него притязания. Если область серая — она никому не принадлежит, ее удастся забрать почти сразу же.

В сценариях с баронами так просто захватить земли не удастся. Предварительно предстоит одержать победу в сражении. На карте, в захватываемом регионе, будет выделено поле битвы. Необходимо отправить туда свою армию и разбить войска противника. Если не явиться, сражение будет проиграно. Кроме того, в случае уничтожения нескольких отрядов врага получите письмо с просьбой отказаться от притязаний.

Когда регион попадет под влияние, в нем можно будет разбить лагерь поселенцев. Так удастся начать заселение области, как было в самом начале игры. Стоит отметить, что у каждого региона своя экономика, свое управление, в большинстве своем они независимы друг от друга.

Надеемся, что наш гайд и советы новичкам в Manor Lords помогли вам разобраться в основах игры и начать развитие собственного королевства. Если остались какие-либо вопросы — задавайте их в комментариях, мы обязательно ответим на них. Читайте другие руководства по Manor Lords в соответствующем разделе сайта.

futsuri
Wotpack.ru - игры, новости, гайды, прохождения
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x