Тема Второй мировой войны всегда особенно чувствительна для стран бывшего Советского Союза. Именно наша земля приняла на себя мощнейший удар вермахта и пожертвовала множеством человеческих жизней, чтобы отстоять свое право на существование. Сегодня у нас в прицеле фильмы о Великой Отечественной войне, такой далекой, но близкой для каждого, чьи предки воевали на ее фронтах или трудились в тылу ради конечной цели – победы.
Время неумолимо летит вперед и сегодня свидетелей тех страшных событий осталось совсем немного. Из памяти нашего народа стираются детали, празднования становятся более скромными, а разговоры на эту тему больше не принято вести на кухнях. Подобное положение вещей совершенно естественно – раны имеют свойство затягиваться, но мы должны помнить историю, оставаться терпимыми друг к другу и не повторять ошибок прошлого, чтобы сохранить так тяжело доставшийся нам мир.
В этом деле человеку неизменно помогают фильмы. Великая Отечественная война подарила режиссерам немало сюжетов, не позволяющих забыть о героизме наших предков и цене, которую им пришлось заплатить за благополучие потомков. Именно поэтому хочется видеть действительно качественные картины, но многие из них откровенно разочаровывают.
Оценка военных фильмов – всегда очень субъективное занятие, ведь аудитория неизменно делится на два лагеря – одни требуют максимального исторического соответствия, другим нужна красивая картинка, но неравнодушие к жанру объединяет обе категории, что чрезвычайно важно. Мы сделали для вас подборку из 10 действительно хороших фильмов о Великой Отечественной войне, которые массовый зритель оценил по достоинству.
А зори здесь тихие
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Жанр: драма
Год выпуска: 1972 год
Классика советского кинематографа, к которой современный ремейк не сумел приблизиться даже на расстояние пушечного выстрела. Одноименный роман стал популярен в начале семидесятых годов прошлого столетия, поэтому экранизация произведения оставалась делом времени. Создание картины доверили Станиславу Ростоцкому, уже имевшему на тот момент приличное портфолио, а вот актеров набрали, в основном, неизвестных, сделав ставку на свежесть образов.
Отряду из 5 зенитчиц и коменданту разъезда предстоит выполнить непростую задачу – перехватить немецких диверсантов. Ситуацию серьезно осложняет неверная оценка количества противников, поэтому красноармейцам доведется вступить в неравную, практически безнадежную схватку. Несмотря на все старания коменданта Васкова, девушки погибают, выполняя поставленную задачу.
Трагизм ленты перехлестывает через край, героини успевают полюбиться зрителю, но страна, недавно пережившая столь масштабный вооруженный конфликт, прекрасно знает, что «хэппи-энд» на фронте – редкость. Фильм рекомендован к просмотру, поскольку позволяет понять, насколько ужасные события имели место.
[webnavoz_rating id=50309]В бой идут одни старики
Режиссер: Леонид Быков
Жанр: драма
Год выпуска: 1973 год
А этот фильм об авиации хоть и отличается присущим военным картинам драматизмом, щедро приправлен юмором и весельем. Одна из последних работ Леонида Быкова с ним в главной роли моментально стала хитом и сейчас активно пересматривается массовым зрителем. Что и говорить, если персонажам ленты устанавливали памятники.
Капитан Титаренко по прозвищу «Маэстро» руководит истребительным авиационным полком. В его подчинении не простое подразделение, а музыкальное – в редкие минуты затишья пилоты исполняют песни и играют на инструментах в импровизированном оркестре. На дворе 1943 год и каждый вылет может стать последним для бойцов, поэтому даже малейшая радость воспринимается ими с благодарностью. И хоть многие не дождутся победы, «Маэстро» и механик Макарыч уж точно исполнят знаменитую «Смуглянку», вспоминая боевых товарищей.
Быков страстно желал работать над картиной «В бой идут одни старики», поскольку сам мечтал стать летчиком еще во время войны. Однако низкий рост – 163 сантиметра и детский возраст (в 1941 году Леониду было лишь 13 лет) поставили крест на его мечте. С другой стороны, мы получили талантливого актера и режиссера, который так и не успел полностью реализовать свой потенциал, уйдя из жизни после автомобильной аварии в возрасте 50 лет.
[webnavoz_rating id=50310]Они сражались за родину
Режиссер: Сергей Бондарчук
Жанр: драма
Год выпуска: 1975 год
Тему этого фильма нельзя назвать слишком приятной – отступление, которое продолжалось летом 1942 года. Нам показывают непростые будни солдат, сопряженные с постоянными боями, потерями, поисками пищи. Звездный актерский состав: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин во многом предопределил успех картины и сделал ее особенно привлекательной в глазах рядового зрителя.
Значительное внимание в фильме уделено важному моральному аспекту – отношению мирных жителей к отступающим войскам. Насколько тяжело видеть, что твои защитники уходят прочь, оставляя людей на произвол судьбы? Захочется ли помогать таким бойцам? Конечно, планирование и учет возможностей стоят на первом месте, но и самим солдатам стыдно из-за своего положения. Они принимают тяжелые бои, стараются всеми силами цепляться за каждую пядь земли, но пока машина вермахта не сломлена и впереди долгий путь.
Лента снята по одноименному роману Шолохова. Фильм стал заключительной работой для Василия Шукшина, который в молодости страдал от болезненного пристрастия к алкоголю. В последние годы актер сумел обуздать пагубную привычку, но, к сожалению, его здоровью был нанесен слишком большой ущерб.
[webnavoz_rating id=50311]Иди и смотри
Режиссер: Элем Климов
Жанр: драма
Год выпуска: 1985 год
Этот фильм не зря называют одной из самых страшных военных художественных картин за всю историю. Дебют Алексея Кравченко на большом экране оказался более чем удачным, но подростку приходилось сидеть на строгих диетах и долгое время находиться вдалеке от родителей.
«Иди и смотри» – это история того, как ребенок превращается в глубокого старика всего за несколько дней. Флера (Флориан) теряет родных и близких, постоянно рискует жизнью, становится свидетелем сожжения села и гибели людей, даже пытается оборвать свою жизнь. Все завершается относительно хорошо – партизаны освобождают деревню и уводят мальчика, только прежним беззаботным подростом он уже не станет – война сломала его.
Особенное внимание создатели фильма уделяют коллаборационистам – местным жителям, сотрудничавшим с немцами. Это придает ленте невероятный трагизм, заставляет Флориана постоянно испытывать ужас и ярость. Можно только догадываться, сколько судеб сломала Великая Отечественная война и вероятно, реальные цифры лучше не знать вовсе.
[webnavoz_rating id=50312]В августе 44-го
Режиссер: Михаил Пташук
Жанр: боевик
Год выпуска: 2001 год
С приходом «нулевых» ужасы войны все больше отходили на второй план – на них стали меньше акцентировать внимание. Режиссеры начали пробовать другие жанры, в частности, детективы и боевики, к которым относится лента «В августе 44-го». Участие в проекте Евгения Миронова и Владислава Галкина позволило привлечь к картине дополнительное внимание, а наполнение не разочаровало – мы получили достаточно качественный продукт на тему Великой Отечественной войны.
События фильма происходят на территории освобожденной БССР в 1944 году. Несмотря на изгнание регулярной немецкой армии, республика кишит коллаборационистами, диверсантами, польскими националистами и прочими деструктивными элементами. Капитан Алехин руководит группой контрразведчиков, которые должны любой ценой и в максимально сжатые сроки найти вражескую радиостанцию, регулярно выходящую в эфир и передающую шифрограммы. Деятельность врага подрывает перспективы продвижения фронта, поэтому важность задания становится беспрецедентной.
Картина стала первой успешной экранизацией романа Владимира Богомолова. В 1975 году была еще одна попытка, предпринятая Витаутасом Жалакявичюсом, но проект не удалось завершить по объективным причинам – исполнитель роли генерала Егорова неожиданно ушел из жизни, а замену ему искать уже не стали.
[webnavoz_rating id=50313]Мы из будущего
Режиссер: Андрей Малюков
Жанр: фантастика
Год выпуска: 2008 год
Постепенно переключаемся на нетипичное, но по-своему неглупое кино, которое стало напоминанием подрастающему поколению об ужасах войны. Давайте посмотрим правде в глаза: современные тинэйджеры не будут по доброй воле изучать «старое и правильное» кино – молодым людям нужен экшн и лихой сюжет. «Мы из будущего» – хорошая попытка заинтересовать эту прослойку населения, ведь тут снялись Данила Козловский и Владимир Яглыч, а их фамилии сейчас на слуху.
Молодые ребята зарабатывают на жизнь не самым благородным способом – раскапывают трофеи Великой Отечественной войны на местах кровопролитных боев. Однажды с ними начинают происходить мистические события, в результате чего парни переносятся в 1942 год. Теперь черным копателям предстоит пересмотреть жизненные ценности и заново расставить приоритеты, чтобы повысить свои шансы на возвращение домой.
Всегда любопытно наблюдать за привычными героями в необычной ситуации. Вот и парни раньше интересовались войной только в преломлении на возможную прибыль, но события фильма навсегда изменят их мировоззрение. Люди в реальной жизни тоже ведут себя подобным образом – тяжело бояться того, чего не знаешь, а когда узнаешь, понимаешь, что бояться уже поздно. Это и называют опытом.
[webnavoz_rating id=48403]Брестская крепость
Режиссер: Александр Котт
Жанр: боевик
Год выпуска: 2010 год
История защитников Брестской крепости известна практически каждому, поскольку она – одна из главных героических страниц Великой Отечественной войны. Гарнизон знал о своей обреченности, но продолжал сопротивление до последнего бойца. Создатели фильма при его производстве основывались на исторических событиях, ключевые персонажи имеют реальных прототипов.
Атака на крепость стала для гарнизона полной неожиданностью. Слухи о нападении Гитлера давно циркулировали среди командного состава, но никто не мог предположить, что красная армия окажется настолько бессильной в первые месяцы конфликта. Офицеры в спешном порядке организуют оборону, проявляют чудеса героизма, пытаются спасти членов своих семей.
«Я умираю, но не сдаюсь» – знаменитая надпись, сделанная солдатом на стене крепости. Это не красивая сказка или миф, а реальность того времени, которая не оставляла молодым людям и шанса на выживание. Если кто-то до сих пор считает, что война – хороший способ решить проблемы, ему стоит посмотреть «Брестскую крепость» и представить себя на месте ее защитников.
[webnavoz_rating id=50314]Битва за Севастополь
Режиссер: Сергей Мокрицкий
Жанр: биография
Год выпуска: 2015 год
Перед нами лента, основанная на реальных событиях и повествующая о непростой судьбе одного из наиболее успешных снайперов женского пола, Людмилы Павличенко. Конечно, некоторые факты были изменены в угоду художественной составляющей, но Сергей Мокрицкий не потерял нить истории, за что ему отдельное спасибо. «Битва за Севастополь» – последняя боевая операция в жизни талантливого стрелка, затем Людмила получила ранение и была отправлена в США, в составе делегации, чтобы склонить западных партнеров к открытию второго фронта.
На счету Павличенко была масса побед в снайперских дуэлях с немецкими специалистами. Она уничтожила более 300 фашистских захватчиков и нашла на войне свою любовь, которую судьба практически сразу у нее отобрала. Людмила на западе явилась символом сопротивления фашизму и производила мощное впечатление на американских политиков, она стала знаковой фигурой для всего мира и помогла ему осознать необходимость совместного участия в боевых действиях.
Необходимо помнить, что Великая Отечественная война – это не только коллективная, но и личная трагедия, особенно для женщины, которая мечтает о любви и спокойной жизни. За основу фильма взята книга «Героическая быль», написанная Людмилой. Многие зрители, даже не смотревшие ленту, знают ее по ремейку песни «Кукушка». Чтобы соблюсти историческую справедливость, напомним, что в оригинале ее исполнял Виктор Цой.
[webnavoz_rating id=50315]28 панфиловцев
Режиссер: Ким Дружинин, Андрей Шальопа
Жанр: драма
Год выпуска: 2016 год
Вокруг данного фильма развернулись нешуточные дискуссии по поводу соответствия сюжета реальным событиям. Сегодня мы предлагаем абстрагироваться от этого момента, ведь лента вышла действительно добротной и получила хорошие отзывы от аудитории. Характерно, что значительная часть средств на создание фильма была добыта с помощью краудфандинга, и только потом к финансированию подключилось Министерство культуры.
Сюжет рассказывает о героической обороне Московского направления силами 316-ой стрелковой дивизии. Солдатам предстояло сразиться с танковыми частями противника, практически не имея действительно эффективного вооружения для уничтожения бронированных машин. Битва была чрезвычайно важна – немцы хотели быстро продвинуться к столице, пока к ней не перебросили подкрепления. В результате упорных боев советское подразделение было практически полностью уничтожено, но боевую задачу удалось выполнить.
Фильм имеет достаточно низкий возрастной ценз 12+. По словам создателей ленты, они специально избегали демонстрации излишней жестокости, чтобы картина оказалась пригодна для просмотра с детьми. Основные силы были брошены на грамотную операторскую работу, подчеркивающую эпичность происходящих событий, а эмоции актеров стали ключом к нагнетанию нужной атмосферы.
[webnavoz_rating id=50316]Подольские курсанты
Режиссер: Вадим Шмелев
Жанр: драма
Год выпуска: 2020 год
Несмотря на упорное сопротивление советских войск, враг постепенно приближался к Москве. Вся страна активно готовилась к обороне столицы, но времени катастрофически не хватало. Войска противника необходимо было сдерживать любой ценой, чтобы успешно провести мероприятия по защите города. На Ильинском рубеже образовалась недопустимая брешь, куда отправили на верную гибель порядка 3500 курсантов подольских училищ.
Никто не питал надежд, что вчерашние школьники станут непреодолимым препятствием на пути вермахта. Нужно было выиграть столько времени, сколько позволяла обстановка и «красные юнкеры» выполнили свою задачу. Они нанесли противнику существенные потери и на протяжении 12 дней были непреодолимой преградой для немецких формирований. В живых осталось не более 500 человек, которые доучившись, и дальше принимали участие в боевых действиях.
Полбеды – когда в войне участвуют мужчины, беда – когда им необходима помощь женщин, ужас – если приходится жертвовать жизнями детей. Подвиг подольских курсантов – это героическая страница нашей истории, которая насквозь пронизана болью.
[webnavoz_rating id=50317]