Долгие годы ожидания. Заманчивые трейлеры. Громкие обещания. Долгожданный релиз и… В лучшем случае – игра-пустышка или такая куча багов, что страшно нажимать на ярлык, в худшем – гибель студии-разработчика, вереница увольнений и судебные разбирательства.

Тот самый Киберпанк

Нет, эта статья – не про Cyberpunk 2077, хотя он бы неплохо вписался в компанию, которая здесь собралась. Это – топ-5 игр, которые не смогли принести удовольствия не только игрокам, но и тем, кто над ними работал.

А все так хорошо начиналось…

Rune II: Суд да дело

Rune II

Первая часть экшена Rune вышла в 2000 году и быстро собрала армию поклонников. Поэтому, когда в 2012 поползли слухи о сиквеле, а в 2017 он был официально анонсирован – фанаты возликовали.

Радость длилась ровно до того, как показали первые гемплейные ролики. Продолжение, тогда еще носившее подзаголовок Ragnarok, выглядело немного неловким, да и заметные намеки на то, что упор будет сделан на мультиплеер радовали отнюдь не всех. Потом проект «сбежал» из Steam и стал эксклюзивом EGS. А когда игра вышла… В ней просто не осталось толком того, за что любили первую часть. Слабая оптимизация – игра умудрялась тормозить едва ли не у всех, пустой сюжет и не менее пустые сервера мультиплеерного режима. Но если бы все просто ограничилось плохой игрой…

Логотип
Логотип студии-разработчика, с которой вряд ли бы кто-то еще связался.

Прошли лишь сутки с релиза экшена, а разработчики, Human Head Studios, 13 ноября 2019 года помахали ручкой издателю и дружно отправились в Bethesda Softworks. Ragnarok Game, вполне ожидаемо, впали в шок от таких новостей. О планах студии им стало известно меньше, чем за неделю до релиза Rune II. Авторы просто наплевали на существовавшие соглашения о поддержке игры, на договоренности о ее освещении в СМИ и, более того, далеко не сразу предоставили издателю ее исходный код, поставив под большой вопрос доработку. Один из руководителей Ragnarok, Сэм Голдберг (Sam Goldberg), небезосновательно, назвал в одном из интервью этот поступок «ножом в спину».

Вполне понятно, что дальше последовали судебные разбирательства, зацепившие не только разработчиков-беглецов, но и принявшую их Bethesda. А для дальнейшего развития Rune была сформирована новая команда, образовавшая Studio 369.

И хотя Human Head изначально не называли причиной своего роспуска сиквел Rune, сложно было не связать смерть студии и спорный проект.

Dead Space 3: Смерть легенды

Серия Dead Space стала одним из эталонов хоррора. И отличным примером того, как угробить серию и студию-разработчика. Коктейль-убийца состоял из переделок и переработок, стресса, скандалов и бюрократии.

В конце 2011 появились первые слухи о третьей части. Переживавшие из-за не лучших продаж Dead Space 2 фанаты были счастливы. Если бы они только знали, чему они радуются…

Слухи долго не подтверждались. Официально о разработке третьей части заявлено было лишь летом 2012, а уже в феврале 2013 года игра вышла. Внимательно следившие за новостями поклонники уже чувствовали неладное. Желания EA уж слишком расходились со стилем работы Visceral Games. Издателю, ожидаемо, были нужны продажи. И начали звучать слова о расширении аудитории, не такой пугающей атмосфере, как в первых частях, о том, что игре нужно больше действия…

Новая Dead Space не наплевала на предшественниц, нет. Интерфейс был все так же отлично вписан в мир игры. Но не его новые элементы. С ними возиться не стали. Точнее – стали. Но забросили, во благо «удобства». Гемплей вроде бы остался прежним, но его ускорившийся темп раздражал, вместо того, чтобы делать процесс бодрее. В Dead Space появился стеллс и еще больше головоломок, действие стало разнообразнее, но этого было так мало в сравнении с боевыми сценами, что игроки не успевали выдохнуть. Не помогали и появившиеся побочные задания. Добавили пороха в костер недовольство ПК-аудитории технической стороной и, о ужас!, системой микро-транзакций. Кажется, говорить о том, что надежды издателя на высокие суммы продаж не оправдались – излишне.

Уже в марте заговорили о закрытии серии, хотя студия продолжала твердить о заморозке. Впрочем, недолго. В октябре 2017 года EA объявила, что Visceral больше не существует. После Dead Space, студия успела поработать над не случившейся Jamaica и еще парой проектов. Так умерла студия, просуществовавшая без малого 10 лет.

Совсем недавно в конце тоннеля, длинной в 8 лет, забрезжил свет в лице сразу двух проектов. В 2022 выходит новая игра от «отца« серии – Глена Скофилда (Glen Scofield), Callisto Protocol. А Electronic Arts не торопится развеивать повисшие в воздухе слухи то ли о ремейке оригинальной Dead Space, то ли о перезапуске серии.

Anthem: Игра в загрузки

Anthem

В феврале этого года был отменен перезапуск Anthem. В марте BioWare покинул директор проекта, Джонатан Уорнер (Jonathan Warner). Кажется, в этот момент игра лишилась последнего шанс выбраться из пропасти в которой оказалась.

Начиналось же все с обещаний чего-то нового в индустрии, как это часто и бывает. На деле, из тех пяти лет, что игра была в разработке, активная деятельность команды заняла по слухам чуть больше года. Все остальное время, по данным журналистов, ушло на обсуждения и попытки разработчиков договориться между собой. Основной причиной проблем Anthem все чаще называют именно неслаженность работы. Так это или нет, но демо игры работало с трудом, хотя проект и казался бодрым и потенциально успешным.
Релизная версия перекрывала все плюсы от неплохого сюжета длиннющими загрузками, нудным гриндом, однообразным игровым процессом, странной анимацией и багами, испортившими окончательно впечатления многих игроков от проекта.

Anthem

Казалось, что что-то можно будет поправить в обновлениях. На деле их выход опаздывал, обещанное в мае 2019 контентное дополнение «Катиклизм» добралось до игроков в августе, когда значительная их часть уже устала ждать и забросило игру. Затем последовал отказ от системы актов и поддержка игры стала выглядеть так, словно та доживает последние месяцы.

Свет для тех, кого Anthem зацепила, зажегся в феврале 2020, когда BioWare подтвердила грядущую глобальную переработку игры. Но прожила надежда только год. Глобальную переработку опередила глобальная эпидемия и Anthem не оказалась в числе приоритетных проектов.

Vampire: The Masquerade Bloodlines – 2: Ужас без конца

VTMB2

Анонс второй части культовой игры по миру тьмы весной 2019 года был встречен с восторгом практически всеми. И хотя некоторых смущал облик основных персонажей, причин для надежды на качественное продолжение было больше. Над продолжением работал сценарист и дизайнер первой части, Брайан Митсода (Brian Mitsoda), в консультантах значился тогда еще не «отмененный» Крис Авеллон (Chris Avellone).

Первоначально, игра должна была выйти через год, в марте 2020. Но к концу 2019 уже у многих возникали сомнения в готовности проекта, поэтому случившийся в октябре перенос релиза шоком ни для кого не стал и паники не породил. Разработчики уверенно вещали об усилении команды и работе над ошибками, допущенными при разработке первой части. Потенциальные же игроки наслаждались роликами, презентующими фракции, и обещанием выпустить Bloodlines – 2 еще и на новом поколении консолей.

Брайан Митсода
Брайан Митсода

Мало кто удивился и когда в июне, после всем известных скандалов, из обоймы проекта выпал Авелоон. Тревожно стало в августе 2020, когда игру сначала перенесли на 2021, а спустя где-то неделю сообщили об отставке не только Митсоды, но и творческого руководителя проекта – Ка’ай Клуни (Ka’ai Cluney), место которого, правда, занял опытный Александр Мандрыка (Alexandre Mandryka). Ни Hardsuit Labs, ни Paradox Interactive конкретных причин перестановок не озвучивали, а вот Митсода признался, что его увольнение шокировало. В конце октября начинающий тонуть корабль покинула второй дизайнер повествования – Кара Эллисон (Cara Ellison). Особых разъяснений опять-таки никто не услышал.

Swansong Приход в команду работавших ранее над Assassin’s Creed: Odyssey и Mass Effect: Andromeda Джордана Лемоса (Jordan Lemos) и Саманты Уолшлягер (Samantha Wallschlaeger) надежд поклонникам не вернул. И не зря. Уже в феврале 2021 было объявлено, что «вампирский маскарад» переезжает на неопределенный срок, предзаказы не принимаются и… проект меняет студию! А Hardsuit Labs через месяц начала чистку своих рядов.

Чем продолжится эта эпопея – пока не понятно, но ясно, что уже мало кто верит в счастливый финал. Тем более, что Vampire: The Masquerade Bloodlines – 2 уже перестала быть единственной анонсированной игрой по мирам тьмы. В мае 2019 года Big Bad Wolf призналась, что готовит RPG Vampire: The Masquerade – Swansong. Летом 2020 года комьюнити уже увидело первый трейлер и даже немного геймплея. Ноябрь все того же 2020 принес чуть менее интригующий, но все же любопытный анонс вампирского батл-рояля от Sharkmob Vampire: The Masquerade – Bloodhunt. И судя по тому, что рассказывают прикоснувшиеся к альфа-версии, смотрится игра вполне бодро, хотя это и не то, чего ждали фанаты. Можно еще вспомнить вышедшую в феврале средненькую Werewolf: The Apocalypse – Earthblood, но чего греха таить – она в конкуренты The Masquerade Bloodlines – 2 вряд ли метила.

Что же будут делать разработчики последней теперь – большой вопрос. Хочется верить, что проект все же выйдет и не окажется откровенно никаким. Вот только оснований для этой веры все меньше.

Marvel: Avengers: Ты такая… никакая

Кэп

4.9 от пользователей на Метакритике… «Скучная», «никакая», «бессмысленная», «нелогичная» – такими эпитетами пестрели отзывы о игре, которую поначалу ждали и на которую надеялись как на последний «привет» от завершившейся фазы киновселенной Marvel. Кооператив с любимыми персонажами, кинематографичность, крупнейший проект Cristal Dynamics – громких заголовков и обещаний хватало. Бета «Мстителей» стала самой загружаемой за всю историю PlayStation.

По итогу… Игра вышла красочной и яркой, но лишенной логики. Авторы то ли пытались отгородиться от кинофраншизы, давая персонажам новые лица, то делали в ее сторону заметные реверансы. Как и в сторону поклонников комикса. Но выходило странно. Привычные герои смотрелись кем угодно, но не собой, а геймплей подливал масла в огонь, не давая прочувствовать до конца разницу при игре за хрупкую, но ловкую Наташу и огромного Халка.

Черная Пантера

Несмотря на негативные отзывы, низкий онлайн и отнюдь не выдающиеся продажи, игру продолжают поддерживать. Правда, складывается впечатление, что эти обновления скорее добивают игру. Усложнение системы прокачки, увеличивающее и без того нудный процесс и добавляющее гринда – самый яркий тому пример. Обновление с Хоукаем не спасло – лучник не сумел ощутимо поднять онлайн проекту Square Enix. А комментировать возможность формировать команду из одинаковых персонажей не хочется и вовсе.

Подлил масла в огонь патч, паливший во время прямых трансляций личные данные игроков.

Изменит ли ситуацию грядущее пришествие в игру Черной Пантеры – покажет время. Пока же проект продолжает медленно катиться в бездну.


Marvel: Avengers – долгожданное разочарование. Почему у игры нет будущего?