Признак качественного проекта – это его детальная проработанность. Лишь самые лучшие игры могут позволить себе введение в лор артлангов – искусственно созданных для художественных произведений языков.
Прародителем выдуманных языков в художественных произведениях считается Толкин и его произведение «Хоббит, или Туда и обратно». Сколько таких языков создал сам профессор не могут точно сказать даже исследователи его творчества. Самая большая из называемых учеными цифр – 21. Столько языков, не существовавших ранее, сумели насчитать в саге о Средиземье.
Понятное дело, что без придуманных языков не могло обойтись и в играх. Само собой, эти языки отличаются и по степени проработки. Многие из них – просто декоративный элемент, усиливающий антураж иной планеты или вселенной. Но некоторые разработчики уделяют им внимания не меньше, чем автор «Властелина колец».
Чтобы лучше понимать о чем речь посмотрим на 5 известных примеров выдуманных языков в играх.
Assassin’s Creed: язык Ису
«Отцом» языка загадочных Ису, правивших в древности Землей, стал Антуан Анри, один из ведущих геймдизайнеров UbiSoft, работающий в компании с 1997 года. Подошел к созданию языка Анри с довольно неожиданного угла, решив использовать обратное лингвопроектирование. Упрощенно – сформировать новый язык путем состаривания существующих.
Основных задач было две:
- создать язык, который одновременно будет максимально отличаться от современных и древних языков, но выглядеть как их предтеча;
- вписать в этот язык уже существовавшие в играх серии символы, приписываемые Ису.
Используя старые языки индоевропейской группы и наработки лингвистов в области реконструкции праиндоевропейского языка, Анри и его команда попытались представить как мог выглядеть их предок, если бы он существовал.
О продуманности и логичности построения языка говорит то, что игроки, используя имеющиеся у них примеры его использования, сумели за несколько месяцев частично расшифровать письменность Ису.
TES V: Skyrim: довахзул
Не без участия фанбазы, но вселенная TES за годы своего существования обзавелась языками едва ли не для всех рас. Язык имперцев имеет в основе английский, альтмеров — немецкий, нордов — языки скандинавских народов, а наречие айлендов и вовсе основано на смеси квенья, одного из эльфийских языков Толкина, и английского. Сама Bethesda в далеком 1997 работала над языком даэдр, но в итоге доработан был только алфавит.
Отдельная история с драконьим языком в Skyrim. Автором довахзула стал Адам Адамович, один из художников Bethesda. Степень проработки драконьего оставляет желать лучшего, но он крепко вписан в мир серии и даже имеет некоторые известные правила, к примеру – отсутствие времен и образование множественного числа с помощью удвоения последней буквы и добавления окончания -e. Письменность, которую драконы подарили древним нордам, чем-то похожа на клинопись.
Языки вселенной Warcraft
Проект Blizzard богат на артланги. По сути, своим языком, созданным путем переработки существующего, чаще всего – английского, обладают все расы. Вопрос лишь в степени их проработки, т.к. большинство из этих языков продуманы ровно настолько, чтобы вписываться в лор и не выглядеть совсем уж инородно.
В World of Warcraft используются 2 языка, свой для каждой фракции. У Орды эту роль исполняет орочий, у Альянса – всеобщий человеческий. В свою очередь, последний делится на диалекты. Помимо классического есть низший, упрощенный язык, некий аналог вульгарной латыни, есть «язык трущоб», используемый нежитью. Еще выделяют нерглиш, на котором болтают подводные жители.
- Всеобщий язык создавался на основе английского, с элементами валлийского и других древних языков, а его письменность – гибрид латыни, рунических алфавитов и некоего подобия кириллицы.
- Орочий язык гортаннее. В нем активно используются закрытые слоги. В чем-то он близок с «черным наречием» Толкина, на котором разговаривали приспешники Саурона.
StarCraft: кхалани
Язык протосов – еще один пример поверхностно проработанного артланга. У этого есть и лорное обоснование – общение протасов происходит телепатически, а для остальных рас их речь звучит осмысленно только по желанию самих говорящих.
В кхалани находят следы индийского, арабского и – снова привет Толкину – эльфийского.
Сами разработчики намекают, что кхалани куда продуманнее, чем кажется и утверждают, что у них есть его словарь. С ними согласны пытающиеся изучать язык протосов фанаты. А вот лингвистам четких правил этого языка обнаружить пока не удалось. Ну или они хранят его секреты при себе.
The Sims: симлиш
Симлиш. Вот уж точно – звезда мира игровых артлангов. А ведь он мог стать просто еще одним примером переработки языка!
От использования в проекте чистого английского Уилл Райт отказался практически сразу – ему казалось, что частое повторение понятных, всем известных фраз, скоро начнет раздражать игрока. Поначалу, он и его команда, в которую входили, в числе прочих, актеры Стивен Кеарин и Джерри Лоулор, пытались опираться на иностранные языки. Пробовали латынь, французский, эстонский, финский, украинский, язык племени Навахо… И каждый раз находились «но» – стойкие ассоциации со звучанием языка, проблемы с поиском консультантов и так далее. В итоге, Райт положился на фантазию и умение импровизировать Кеарина и Лоулор.
Симлиш задумывался как забавная бессмыслица. Фразы создавались на ходу. И начальная версия, так называемый «детский лепет», такой и была – милой, занятной, но пустой. Хотя часть слов из того, первого симлиша уже имели осознанное значение, как легендарный sul-sul – aloha, hello.
Но, как и настоящие языки, симлиш эволюционировал, обзавелся структурой и правилами. Впервые его переработали в 2003 году, а к релизу в 2004-м The Sims 2 у языка уже была проработанная грамматика и довольно-таки обширный словарь. Для следующей части доработали алфавит, созданный на базе латинского и английского, все символы перестали быть просто красивыми загогулинами. Более того, для вышедшей в 2011 The Sims Medieval ребята из The Sims Studio придумали старо-симлийский.
Cимлиш не избежал заимствований. Впрочем, они есть и в обычных языках. Vous («ты») пришло из французского, mik up («макияж») – из английского. Слово plok («бог») – придумка Стивена Кеарина, а wolfem («собака») использовал для именования домашних питомцем бывший партнер Джерри Лоулор.
Помимо происхождения слов известны некоторые общие закономерности – преобладание гласной «и» и отсутствие горловых звуков.
Читайте далее:Каждый из этих языков можно использовать для общения и письма. Конечно, набор слов в них ограничен, однако это не мешает фанатам переписываться этими артлангами на тематических форумах. Если вам нравится искать связи между играми и реальностью, тогда рекомендуем проверить, какой из персонажей Assassin`s Creed, Ведьмака 3, Dragon Age Inquisition или Скайрима подходит вам по знаку зодиака.
Могу ли я поправить, у альтмеров совсем не немецкий язык, и не имеет с ним ничего общего, они говорят на языке Альдмерис (такое же название имеет мифический континент), темный или черный на альдмерисе будет дан, снег или лед будет фал, лес будет бос, старый будет альд. А вот древние норды говорили на языке довахзул. У каджитов так-же есть свой язык Та-агра, этим языком так же пользовались вымершие Лилмотииты, это лисья раса которая основала на юге Аргонии города Лилмот и Блэкроус. Джель язык аргониан.
Добрый день, интересное дополнение! Но в тексте речь именно о драконьем языке 🙂
Немецкий был взят за основу языка альтмеров в аспектах фонетики и грамматики. Изучите тему детальнее, там много интересных фактов 😉
Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтаг
Уважаемый, y’hah! Ya hrii. Но Всё же это не язык из видеоигры, а из великолепных литературных произведений 🙂