Сегодня многие шутят, что постепенно фильмы ужасов становятся главным жанром современного кинематографа. Они постоянно находятся в андеграунде, получают невысокие оценки критиков, но все равно остаются одним из любимых развлечений простого зрителя. И хоть далеко не каждая картина, добравшаяся до больших экранов, является качественным продуктом, действительно хороших лент также хватает.
Сейчас сложилась достаточно любопытная тенденция – старые фильмы ужасов получают гораздо более высокие оценки публики, чем их современные аналоги. Неужели, несмотря на технологический прогресс и новые веяния индустрии, режиссеры стали снимать хуже? Едва ли, просто дает о себе знать пресыщенность аудитории. Картины, которые мы смотрели в детстве, пугали гораздо сильнее в силу обостренного восприятия, а теперь нам тяжело относиться серьезно к тому, что происходит на экране. Поэтому мы становимся свидетелями уникального явления – чем старше фильм ужасов, тем больше у него поклонников.
Хороших картин отчетного жанра столько, что хватит на несколько больших подборок. Избегая создания лонгридов, сегодня мы расскажем о 10 лучших фильмах ужасов, от которых стынет кровь в жилах. Однако данный список далеко не полный, поэтому ожидайте скорого продолжения.
Сияние
Режиссер: Стэнли Кубрик
Жанр: триллер
Год выпуска: 1980 год
Начнем с бессмертной классики, адаптации романа Стивена Кинга в исполнении неподражаемого Стэнли Кубрика. Главная болезнь старых фильмов ужасов – они перестают пугать современную аудиторию, поскольку раньше у киноделов не было возможности создать нечто действительно грандиозное. Так вот, «Сияние» – приятное исключение из правил, разумеется, картина снята по старым лекалам и это сквозит в каждом кадре, но актерский талант Джека Николсона вытягивает ленту на невероятно высокий уровень. Кубрик также рассматривал на главную роль Де Ниро и Робина Уильямса, но они показались режиссеру недостаточно подходящими кандидатами.
Джек Торренс – талантливый писатель, который в поисках вдохновения устраивается смотрителем в отель «Оверлук». Зимой туда практически невозможно добраться, поэтому здание нуждается в присмотре. Семья главного героя поселяется в гостинице, даже не предполагая, какой мистической силой обладает это место. Джек постепенно начинает сходить с ума, заставляя жену и ребенка буквально сражаться за свои жизни.
Наверное, многие слышали, что Кингу не понравился подход Кубрика к съемкам. Суть проблемы, главным образом, крылась в кастинге, который писатель, мягко говоря, не одобрял. Николсон казался Кингу изначально сумасшедшим, хотя герой должен трансформироваться постепенно, а у Шелли Дюваль (жены Джека) был слишком «потрепанный» вид. Стивен также возмутился многочисленным корректировкам оригинального романа и даже поучаствовал в создании мини-сериала «Сияние», где «исправил ошибки» Кубрика.
[webnavoz_rating id=57291]Тьма
Режиссер: Жауме Балагеро
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2002 год
Теперь поговорим о недооцененном во многих отношениях фильме «Тьма», который безжалостно разгромили критики. Несмотря на относительно низкие рейтинги, данная картина заслуживает внимания своим необычным посылом. Современные фильмы начинают немного отходить от практики тотального хэппи-энда, но порядка двадцати лет назад «плохой конец» был не столь распространенным явлением, и его неизменно ставят ленте в упрек. Также Балагеро сумел запутать зрителя, который до последнего не понимает, кто именно нужен для завершения ритуала.
Все начинается вполне типично – семья покупает дом и переезжает в него. Странности проявляются практически сразу, но моргающие лампочки и шум – не самое страшное, что предстоит пережить домочадцам. Около 40 лет назад служители Культа Тьмы устроили тут детское жертвоприношение, чтобы свет навсегда покинул этот мир. Однако ритуал не удалось закончить – один ребенок сбежал. Как выясняется в процессе, последней жертвой должен стать глава семейства и зловещий дом постарается завершить начатое дело.
Фильм характеризуется тяжелой, напряженной атмосферой. Перед нами проносятся действительно страшные события, внушающие ужас. По окончании просмотра еще некоторое время остается странное послевкусие, ведь мрачный финал поистине поражает воображение.
[webnavoz_rating id=57292]Ужас Амитивилля
Режиссер: Эндрю Дуглас
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2005 год
Райан Рейнольдс далеко не всегда снимался в «попсовых» картинах – иногда ему приходилось подрабатывать, пугая нас своим безумием. В фильме «Ужас Амитивилля» актер смотрится невероятно гармонично и действительно поражает глубиной таланта. Основой для создания ленты послужил одноименный роман Джея Энсона, написанный в 1977 году. Если говорить грубо – перед нами очередная история про дом, мечтающий убить своих жителей, однако, сюжет цепляет зрителя.
Джордж покупает большое жилище, которым просто грезит его жена. Дом продается по очень привлекательной цене и не случайно – когда-то молодой парень расстрелял тут всю свою семью. Супруги стараются не придавать значения этому факту и проворачивают сделку. Постепенно, Джордж становится раздражительным, испытывает постоянный холод и даже переселяется жить в подвал. Жена и трое детей чувствуют неладное, но не могут понять истинную природу таких перемен. Джордж слышит голоса, призывающие его расправится со своей семьей.
Картина, безусловно, пропитана атмосферой мистики, но главный упор сделан именно на человеческие взаимоотношения. Мы никогда не знаем, что происходит в головах окружающих и это действительно пугает. Впрочем, Дуглас пожалел аудиторию и обеспечил своему фильму относительный хэппи-энд. Правда, если заглянуть за пределы хронометража ленты, становится не по себе, ведь как теперь жена и дети будут уживаться с Джорджем, который пытался с ними расправиться? Наверное, пару ждет расставание.
[webnavoz_rating id=57293]Дом восковых фигур
Режиссер: Жауме Кольет-Серра
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2005 год
Фильм является ремейком ленты «Музей восковых фигур» 1953 года. Разумеется, тогда сделать картину действительно привлекательной было достаточно сложно, поэтому Жауме Кольет-Серра поставил перед собой непростую задачу. «Дом восковых фигур» получил смешанные отзывы критиков и публики, но на него стоит обратить внимание по многим причинам. В кадре появляется Пэрис Хилтон – актриса и известная гламурная блондинка, а также Джаред Падалеки – один из братьев Винчестеров и новый Крутой Уокер.
Компания молодых людей отправляется на футбольный матч. Уже после этой фразы становится понятно, что многим из них придется распрощаться с жизнью, поскольку законы суровых «слэшеров» нерушимы. Ребятам будут противостоять братья, которые переняли от своих родителей бизнес по производству восковой продукции, но слегка его модифицировали. Теперь сумасшедшие садисты возводят целые дома из хрупкого материала и даже создают фигуры из еще живых людей. Как и требует закон жанра, нескольким ребятам суждено быть закатанными в воск, а другим еще предстоит сражаться за свою жизнь.
Что поражает в этом фильме? Он действительно страшный! Достаточно представить себя на месте жертв этих маньяков и кровь застывает в жилах. Каково это, будучи еще живым, находиться в восковой скорлупе, которая буквально вросла в кожу? Слабонервным зрителям лучше отойти от экрана. Еще играет роль тот факт, что восковые фигуры всегда ассоциируются у нас чем-то мистическим. Если вы бывали на подобных выставках, то наверняка, чувствовали, что манекены за вами наблюдают.
[webnavoz_rating id=57294]1408
Режиссер: Микаэль Хофстрем
Жанр: триллер
Год выпуска: 2007 год
А вот и еще одна картина, снятая по роману Стивена Кинга. На сей раз, главная роль досталась Джону Кьюсаку, сыгравшему писателя, скептически настроенного в отношении мистических явлений. Лента была благосклонно принята аудиторией, и до сих пор она занимает достойное место в коллекции каждого киномана.
Майк Энслин давно собирает материалы для своей новой книги о сверхъестественных явлениях, мистике и полтергейсте. Сам писатель не верит во все эти сказки и занимается их разоблачением. Когда Майку присылают открытку, в которой говорится, что номер 1408 в отеле «Дельфин» проклят, Энслин решает убедиться в этом лично. Несмотря на все предостережения, писатель заходит в злополучную комнату, которая постепенно начинает оживать. Майк оказывается в иллюзорном мире, где тяжело отличить вымысел от реальности. Мужчине придется проявить недюжинную силу воли и стойкость, чтобы не сойти с ума.
Горячие споры развернулись вокруг концовки картины. Режиссер страстно желал, чтобы Энслин погиб и остался в отеле в качестве призрака. Однако тестовые просмотры показали, что зрители покидают зал в угнетенном и подавленном состоянии. Именно поэтому, было принято решение переснять концовку и подарить аудитории хэппи-энд.
[webnavoz_rating id=57295]Мгла
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
Жанр: фантастика
Год выпуска: 2007 год
Фрэнк Дарабонт известен, в первую очередь, по фильмам «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля», которые получили признание во всем мире. Режиссер является поклонником произведений Стивена Кинга и всегда старался больше работать с писателем. Фрэнк мечтал, чтобы «Мгла» стала его дебютом, поскольку был очень впечатлен этим рассказом, но ему пришлось принять проект уже в статусе состоявшего специалиста.
Еще утром Дэвид замечает, что озеро возле дома начинает покрываться туманом, но не придает этому факту особого значения. Вместе с сыном Билли, он отправляется в супермаркет. В магазине оказывает немало людей, пришедших за покупками, но туман постепенно сгущается и покрывает все окрестности. Нулевая видимость позволяет только делать догадки, относительно происхождения мглы. Люди еще не знают, что им придется столкнуться с нашествием кровожадных монстров, для которых необычный туман – естественная среда обитания.
Фильм мог получиться вполне проходным проектом, ведь кого сейчас напугаешь чудовищами? Однако его спасла харизматичная мисс Кармоди и шокирующая концовка. Кстати, финал фильма – это режиссерская задумка, которую Кинг одобрил без колебаний. Роман завершается на более оптимистичной ноте, оставляя главным героям шанс на выживание.
[webnavoz_rating id=57296]Зеркала
Режиссер: Александр Ажа
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2008 год
Зеркала всегда было принято наделять мистической силой – не зря даже в современном обществе существует столько примет и суеверий, связанных с ними. Разумеется, данная тема стала лакомым куском для киноделов, желающих снять нечто действительно устрашающее. Картина «Зеркала» – это ремейк азиатской ленты «Зазеркалье» 2003 года, она была благосклонно встречена публикой, несмотря на многочисленные штампы, нещадно эксплуатируемые режиссером.
Бен – бывший полицейский, переживающий не самые лучшие времена. Он заливает проблемы алкоголем и не чувствует сил вернуться к прежней жизни. В попытке хоть немного изменить текущее положение вещей, Бен устраивается на работу сторожем в универмаг, уничтоженный пожаром. Целыми тут остались, пожалуй, только манекены и зеркала, имеющие подозрительно ухоженный вид. Вскоре Бен замечает, что вокруг происходит нечто странное. Здешние зеркала – не просто элемент декора, а полотна, за которыми таятся страшные и мистические тайны.
Концовка фильма шокирует – победив всех «плохих парней», главный герой испытывает удовлетворение и готов начать жизнь с чистого листа. Однако он замечает, что попал в зазеркалье, и выхода оттуда уже нет. Похожий прием также использован в картине «1408». Майк был уверен, что выбрался из злополучного номера, но это оказалось лишь иллюзией.
[webnavoz_rating id=57297]Астрал
Режиссер: Джеймс Ван
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2010 год
Сегодня сложно найти человека, который бы не слышал о фильме «Астрал». Его постоянно крутят по кабельному телевидению, беспорядочно перескакивая между частями. Всего насчитывается 4 ленты, которые идут по нисходящей траектории, если принимать во внимание оценки зрителей. Традиционно, первая часть франшизы стала самой удачной и создатель небезызвестной «Пилы», Джеймс Ван может занести ее себе в актив.
С маленьким мальчиком Долтаном произошла беда – в один прекрасный день он попросту не проснулся. Доктора разводят руками и пытаются объяснить происходящее неожиданной комой, но в доме начинают твориться странные вещи. Обеспокоенные родители Долтона продолжают искать ответы, обратившись к специалистам по паранормальным явлениям. Правда оказывается неутешительной – душа мальчика пребывает в астральном мире, а телом пытается завладеть могущественный демон.
Необходимо отметить, что гнетущая атмосфера и уместные «скримеры» делают картину достаточно увлекательной. Фильм хоть и получил смешанные оценки аудитории, превзошел ожидания, поскольку публика готовилась увидеть откровенный «проходняк». Однако неумение киноделов вовремя останавливаться сыграло с «Астралом» злую шутку – к 4 части фильма его идею уже перестаешь воспринимать, как нечто оригинальное.
[webnavoz_rating id=57298]Прочь
Режиссер: Джордан Пил
Жанр: триллер
Год выпуска: 2017 год
Сегодня вопросы ксенофобии и расизма весьма актуальны для западного мира. Именно поэтому каждый подобный фильм ждешь с особенной настороженностью, ведь нам могут подарить крайне политизированную ленту на злобу дня. Благо, «Прочь» – совершенно самодостаточное, имеющее безусловное очарование, кино. Картина удостоилась Оскара за «лучший оригинальный сценарий» и была номинирована на «Золотой глобус». Для Джордана Пила этот фильм стал режиссерским дебютом, но вторая его лента «Мы» оценена аудиторией не так высоко.
Крис, чернокожий молодой человек, отправляется знакомиться с родителями своей белой девушки. Парень очень волнуется, что расовые предрассудки могут негативно повлиять на отношение к нему. Однако все оказывается прекрасно – семья принимает Криса как родного. Мужчина постепенно начинает замечать странности вокруг – чернокожая прислуга ведет себя необычно, как и гости дома. Он еще не предполагает, что вскоре столкнется с целым конвейером по переносу сознания умирающих людей в молодые тела.
Что интересно, Джордан Пил и сам чернокожий, поэтому за иронию, сквозящую практически в каждом кадре картины, стоит выразить ему отдельную благодарность. Фильм держит в напряжении до самого конца, а смотреть его – одно удовольствие для любителей жанра.
[webnavoz_rating id=46644]Оно
Режиссер: Андрес Мускетти
Жанр: ужасы
Год выпуска: 2017 год
Говоря о фильмах ужасов, мы очень часто вспоминаем Стивена Кинга. Ничего не поделать, ведь он написал столько потрясающих рассказов, что хватит еще на несколько поколений вперед. «Оно» – одна из самых «попсовых» лент, снятых по роману писателя, о которой слышал практически каждый из нас. Перед премьерой многие опасались, что новая экранизация окажется хуже ленты 1990 года, но Андрес Мускетти отлично справился со своей задачей. Режиссеру удалось не только сохранить смысл картины, но и привнести в нее современные наработки, а также спецэффекты.
Оно – это древнее зло, которое может принять любое обличие. Существо становится сильнее, напитываясь страхом, поэтому предпочитает приходить к детям в образе клоуна Пеннивайза. На какие только ухищрения не идет главный антагонист, чтобы попробовать на вкус сочную плоть перепуганных малышей. Однако этим летом ему придется сразиться с группой детей, которые твердо намерены искоренить зло в своем городке и победить танцующего клоуна.
Вторая часть картины «Оно 2» получилась ничуть не хуже и стала логическим продолжением истории. Главные герои уже повзрослели, но их враг не изменился. Невероятно обаятельный, но злой клоун мало кого может оставить равнодушным.
[webnavoz_rating id=44787]Истинные фанаты качественного кинематографа оценят наш ТОП-10 лучших исторических фильмов. Ну а ценителям глубоких картин, которые заставляют задуматься, советуем посмотреть ТОП-10 фильмов, которые перевернут ваше мировоззрение.